В большинстве случаев беременность переносилась легко: женщина по-прежнему выполняла всю работу по дому, но её жизнь была строго регламентирована магическими запретами, соблюдение которых гарантировало сохранение здоровья и жизни матери и ребёнка

Например: нельзя есть сердце крупных животных, медвежье мясо, мозг белки, рыбу, выметавшую икру ит. П. Согласно поведенческим запретам, беременной запрещалось класть в топку дрова сучьями вперёд, иначе при родах ребёнок пойдёт ножками вперёд, запрещалось смотреть на ледоход, стоять в дверях, подглядывать одним глазом в отверстие окна ит. п.

запрещали беременной женщине подходить к могиле утопленника (Архив ИИАЭНДВ. Д. 416). По верованиям поронайских нивхов, беременной нельзя было принимать участие в ритуалах, и особенно в похоронном ритуале, даже если умирали родители.

Беременной женщине нельзя обходить юрту, проходить на место малу, садиться на место мужа, брать или перешагивать через его охотничье снаряжение, заносить в юрту дрова, поднимать детей, прикасаться к оленю сэвэк и его сбруе, переходить тропу или идти по тропе охотника, в течение месяца до родов брать в руки продымленную шкуру пли обрабатывать ее, присаживаться у входа в юрту, сидеть в юрте при открытой двери, прикасаться к топору. Нарушение всех этих запретов, по мнению эвенков, каралось болезнью мужа и его охотничьей неудачей.

Беременная женщина не должна была наступать на острые предметы — роды будут трудными, наступать на оленью сбрую или веревки— при родах ребенок запутается в пуповине. Беременной женщине запрещалось есть мясо медведя или пить медвежий бульон — роды будут тяжелыми, есть несвежее мясо парнокопытных животных — родится дурной ребенок, ходить в ночное время в гости — ребенок будет вертлявым. Беременную женщину нельзя пугать, ей запрещалось смотреть на покойника — ребенок родится немым, муж беременной женщины не может делать гроб покойнику — жена умрет во время родов

 Это особое отношение эвенков к медведю, по сравнению с верованиями других народов Амура, для которых медведь — священное животное, а для эвенков — вредный хищник, пожирающий оленей`

Различные запреты распространялась не только на роженицу, но и на ее семью, и особенно мужа.

Валовские эвенки и ульта считали, что если при разделке туши животного муж порежет себе палец, то ребенок родится без пальца, если сломает кость животного, то могут поломаться кости и у ребенка, ребенок может родиться калекой или психически неполноценным. В традиционном обществе мужу беременной запрещалось на последних неделях беременности забивать гвозди и точить ножи, чтобы роженица не изошла кровью.

В основном же в традиционном обществе народов региона роженицу на время отселяли из общего жилища в отдельное помещение. У удэгейцев муж строил отдельный балаган, заготавливал дрова и оставлял роженицу одну.

За несколько дней до родов беременная уходила в специально построенный шалаш, который строился либо в виде конического чума, либо в виде двускатного шалаша. В начале ХХ века стали сооружать для роженицы утеплённую землянку или небольшой срубный домик близ жилищ. К ней в это время могли приходить только пожилые женщины. Обычно женщина рожала одна, но иногда ей помогала старая женщина. В особо тяжёлых случаях звали на помощь шамана.

Через 10-14 дней после родов женщина покидала шалаш.

Эвенки: Если роды проходили тяжело, чтобы облегчить их, развязывали все узлы, мужчины стреляли из ружей — якобы при этом ребенок испугается и быстрее выйдет. С этой же целью приглашали посторонних людей, чтобы они неожиданно ворвались в жилье и быстро вышли обратно.

Так, в обществе нанайцев, нивхов и ульчей перед родами было запрещено использовать ловушки давящего типа, закрывать замки, привязывать сети и вообще делать что-либо основанное на завязывании узлов. Нарушение этого запрета плохо скажется на предстоящих родах (Гаер, 1991). Хунгарийские орочи применяли противоположные приемы — ловили зверей ловушками, а стрелять из ружья запрещали, чтобы громкий звук выстрела не напугал роженицу

С одной из эвенкиек произошел при родах в 1950-х гг. казусный случай. Ее муж — директор местной школы — беспокоился за здоровье жены и будущего ребенка, стал развязывать веревки и открывать замки. Роды шли тяжело. Тогда он открыл замок на школе. Ребенок благополучно родился, и счастье родителей омрачил лишь факт того, что открытую школу обворовали (Архив ИИАЭНДВ. Д. 585).

В культуре удэгейцев при рождении ребенка его пуповину перерезали обожженной на огне стрелой на выдру или соболя и перевязывали конопляными нитками. После ритуала стрелу настораживали в самостреле, и она всегда попадала в зверя (Архив ПЦРГО-ОИАК. Д. 27). Таким образом, рождение ребенка становилось особым случаем, позволяющим нарушить древний промысловый запрет.

Нанайцы:В традиционном обществе родители с нежностью относились к младенцам, мыли новорожденного теплой водой и укладывали в зыбку с мехом кабарги. Когда ребенка впервые вносили в общее помещение из родильного шалаша, то его обязательно «очищали» над огнем очага (Архив ПЦРГО-ОИАК. Д. 11; Д. 27). Подобный ритуал совершали и амурские эвенки.

только что родившегося ребёнка обтирали черёмуховыми стружками и завёртывали в одеяльце; девочку заворачивали в мех рыси, белки или молодой кабарги, мальчика – в медвежий мех

Общими в своей основе у амурских этносов были ритуалы защиты ребенка от злых духов при помощи различных амулетов. Это были части тела животных и птиц: зубы и когти, кончики носа выдры, рыси, медведя, соболя и других животных, которые подвешивали над колыбелью; нанайцы, отличающиеся ярко выраженной рыболовецкой отраслью своего комплексного хозяйства, подвешивали над колыбелью фигурку хозяина рыб калгаму 

Над колыбелью мальчика подвешивали талисманы из костей, так как считалось, что когда он вырастет, то сможет добывать зверей, кости которых висели над его колыбелью. Кроме того, кости рыси делают его цепким, кости соболя — проворным, кости выдры — ловким рыбаком, кости барсука научат находить себе пропитание. Удэгейцы считали, что после рождения ребенка Тагу Мама посылает его отцу этих животных на промысле для изготовления талисманов. Когти рыси нашивали и на одежду детей, чтобы они стали хорошими мастерами: девочки — вышивальщицами, мальчики — резчиками. Рысь считалась благородным животным, когтей и клыков которого боялись злые духи 

Также общим для всех народов региона было верование о том, что родившийся в «рубашке» ребенок считается счастливым не только для себя, но и для всего общества. Сахалинские эвенки и ульта хранили «рубашку» в укромном месте; орочи и нивхи считали, что родившийся в «рубашке» ребенок «непростой» — он обязательно станет хорошим охотником, и, возможно, даже шаманом.

Эвенкийки послед вешали на дерево или закапывали в восточную сторону бугра, чтобы место хорошо освещалось солнцем и не нашли собаки, иначе ребенок будет болеть. Рождение в «рубашке» считалось хорошим знаком для всего общества.

У орочей, удэгейцев и ульчей рождение близнецов считалось хорошим событием для всего коллектива. Уже сам факт того, что добрые духи вступили в половой контакт с женщиной рода, был хорошим предзнаменованием. Сородичи приходили в ее дом и приносили подарки для нее и рожденных близнецов (Березницкий 1999). Считалось, что близнецы будут помогать сородичам во всех хороших делах и прежде всего в промыслах. По мнению кольчёмских ульчей, самих близнецов ждала несчастливая жизнь, потому что они всегда были на виду у сородичей, были не как все, им приходилось соответствовать мнению коллектива — никогда не нарушать обычаев, вести праведную жизнь. Нивхи и ульта наиболее известных близнецов почитали после смерти и угощали из ритуальной посуды (Архив МАЭ РАН, Д. 41).

По мнению иманских удэгейцев, близнецы рождались от доброго духа, но мать близнецов после их рождения долго не жила — раз она избранница духов, то она либо умрет от болезни, либо повесится. Однако это считалось уходом в особый мир по приглашению возлюбившего ее духа, от которого она и зачала близнецов 

Эвенки: Рождение двойни считалось плохим признаком. От женщины, родившей двойню, ничего не брали, опасаясь также родить двойню. По этому поводу были запреты: не вешать на один крюк два котла, не печь сразу две лепешки, не класть в костер два полена. Считалось также, что если у женщины родились близнецы, то она их где то нагуляла, поэтому такую девушку могли отдать соседям.

В традиционной культуре ногликские нивхи раньше считали священными не только детей близнецов, но и рожденного после девочек-близняшек мальчика. Если рождались близнецы — мальчик и девочка, то тогда нивхи считали, что мальчик «привел» с собой свою будущую жену, и когда они подрастали, то обязательно должны были пожениться — инцестом этот брак не считался

По мнению некоторых поронайских нивхов, близнецы назывались милкигян — то есть «чертовы дети», которые будут приносить вред сородичам. Однако, несмотря на это, в дом их матери нужно приходить с подарками и почитать близнецов до их смерти. По верованиям нивхов, считалось, что если обычный человек обидит близнеца, то в лучшем случае у него сломается палец

Стоит отметить, что до начала 1930-х годов неизвестны случаи родов, например, эвенкиек в больницах. Вообще в обращении за медицинской помощью женщины были более консервативны, чем мужчины. Перелом обычно наступал после удачно оказанной медицинской помощи детям. Матери приносили в больницу других детей и лечились сами.

У негидальцев, например, до сих пор существуют следующие запреты – адяви: беременным женщинам нельзя наступать или переступать дерево, а также завязывать узелки – будет трудно рожать. Так, одна из респонденток А. П. Самара говорила, что когда ей в феврале при родах делали кесарево сечение, она вспомнила, что осенью завязывала верёвку, когда собирала черемуху. Запрещается стоять у двери, тем самым «провоцируются» тяжёлые роды.

На сегодня все женщины коренных малочисленных этносов Нижнего Амура, безусловно, рожают в сельских или городских роддомах под присмотром квалифицированных медицинских работников.

Литература:

Статья

https://cyberleninka.ru/article/n/zhenschina-v-traditsionnoy-rodilnoy-obryadnosti-korennyh-narodov-nizhnego-amura/viewer

Статья

https://www.slovoart.ru/node/968

Книга

Книга Левин «Народы Сибири»

Для видеоматериала:

Документальный фильм «Там, где течет Самарга» (1985)

Документальный фильм «Кочевники Тайги» (1992)

В силу единой общности проживания и схожего хозяйственно-культурного типа, обряды при рождении ребенка у народов амура имеют определенные идентичные черты:

Многодетность в семье всегда считалась благом, молодожены старались как можно скорее обзавестись детьми. Бездетная семья считалась несчастной. Также рождение мальчика было в приоритете – ведь это было появление нового кормильца, а девочку надо было выдать замуж.